Самолёты

Истребитель-перехватчик Су-30

Истребитель-перехватчик Су-30

Любая справка для академ отпуска нужного образца, по лучшей цене только тут

Прежде чем начинать разговор об этой машине следует отметить, что одним из важнейших ее отличий от предшественников стало использование двигателей со всеракурсными поворотными соплами. Работа в этом направлении началась в конце 1980-х. Первоначально ставку сделали на плоские сопла, и для проверки задуманного в 1990 году Су-27УБ 02-02) превратили в летающую лабораторию, получившую обозначение ЛЛ-УВ (ПС). На ней на один из двигателей АЛ-31Ф установили поворотное в вертикальной плоскости плоское сопло. Правда, проведенные исследования позволили лишь оценить уровень снижения инфракрасного излучения. До исследования же поведения машины при отклонении вектора тяги, из-за отсутствия финансирования, дело не дошло.

При разработке и испытаниях плоского сопла обнаружилось, что оно, помимо существенного утяжеления силовой установки приводит и к заметному снижению (до 17%) тяги двигателя. Поиски иных технических решений привели к разработке подвижного осесимметричного сопла. Прелюдией к появлению Су-30 стали эксперименты, проведенные на доработанном Су-27УБ. Так, 16 июня 1987 года с аэродрома ЛИИ взлетел и взял курс на восток с виду обычный учебно-боевой самолет. Его экипажу предстоял длительный испытательный полет по отработке программы создания нового многоцелевого самолета, для которого крайне важно было пройти значительную часть маршрута в светлое время суток. Именно из этих соображений выбрали середину июня, когда стоят самые короткие ночи.

Дважды стыковавшись в полете с танкером, самолет, пилотируемый летчиками-испытателями Н. Садовниковым и И. Вотинцевым, совершил посадку в Комсомольске-на-Амуре. За 7 часов 37 минут пройдено 6702 км. Перелет выполнялся на Су-27ПУ (Т10-ПУ), специально доработанном Су-27УБ и ставшим прототипом многоцелевого истребителя Су-30. Спустя три дня экипаж Су-27ПУ вернулся домой, а вслед за этим последовал сверхдальний, на пределе человеческих возможностей, беспосадочный перелет по маршруту Москва - Комсомольске-на-Амуре - Москва. 15 часов 31 минута понадобились, чтобы преодолеть 13 404 км, выполнив четыре дозаправки топливом в полете. Думаю, что со временем историки авиации оценят эти полеты, и они войдут в историю отечественной авиации, поскольку впервые были осуществлены на самолете-истребителе. Кстати, для выполнения аналогичного полета самолету F-15 потребовалось бы свыше десяти дозаправок в воздухе.

Эти перелеты, а также последовавший за ними полет в высоких широтах подтвердили одну немаловажную деталь. Для успешного выполнения боевых операций, как правило, связанных с воздействием на экипаж значительных перегрузок, и осуществления дозаправок от танкера Ил-78, продолжительность пребывания в воздухе летных экипажей не должна превышать десять часов. Су-27ПУ, впоследствии получивший обозначение Су-30, был создан в соответствии с пожеланиями командования ПВО страны как воздушный пункт управления перехватчиками Су-27. Много технических решений, включая вооружение, на Су-30 перекочевало с Су-27М. При этом количество узлов его подвески возросло до 12.

В экспортном варианте Су-30МК, помимо встроенной пушки ГШ-301 с боекомплектом 150 патронов и ракет класса «воздух-воздух» с радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения Р-27Р, Р-27РЭ, Р-27Т, Р-27ТЭ, Р-73 и РВВ-АЕ, в арсенал самолета входят неуправляемые авиационные ракеты, свободнопадающие и корректируемые авиабомбы КАБ-500 с телевизионной системой наведения. Для поражения точечных наземных целей предусмотрены и Х-25МЛ, С-29Л и Х-29Л с лазерной системой наведения, а также Х-29Т и Х-59М с телевизионной системой наведения. По утверждению разработчика, Х-59М была способна решать задачи, аналогичные тем, что решает американская SLAM. В ходе боевых действий в Ираке две таких ракеты вывели из строя электростанцию. Первая из них проделала брешь в здании, а вторая, проникнув через этот проем внутрь машинного зала, вывела его из строя.

Особое место среди вооружения самолета занимала противорадиолокационная ракета Х-31П, позволявшая эффективно бороться как с РЛС ЗРК «Патриот», так и «Хок». Су-30 может также использоваться в качестве барражирующего истребителя-перехватчика, что особенно важно в условиях Заполярья, как истребителя-бомбардировщика и самолета завоевания господства в воздухе. При этом следует иметь в виду, что на самолете не предусмотрены подвесные топливные баки и увеличение дальности полета осуществляется исключительно путем дозаправки в воздухе.

В 1991 году на заводе в Иркутске развернулся серийный выпуск машины, но так получилось, что отечественные ВВС получили лишь четыре машины этого типа. За рубежом самолеты пользовались большим спросом. Так в 1997-99 годах Индия приобрела 18 Су-30К. Впоследствии на базе этой машины были созданы экспортные варианты Су-30МКК, Су-30МК2, Су-30МКИ и Су-30МКМ. Все они оснащались двигателями АЛ-31Ф, системами дозаправки топливом в полете и вооружением, аналогичным Су-27СК. Эти машины поставлялись в КНР (Су-30МКК и Су-30 МК2), Вьетнам (Су-30МК2В) и Индонезию (Су-30МКК). Все эти самолеты имеют классическую аэродинамическую схему, за исключением Су-30МКИ, оснащенного дополнительным передним горизонтальным оперением, названную почему-то трипланом. Эта ошибочная формулировка М.П. Симонова получила широкое хождение в СМИ. Однако следует иметь в виду, что ни заднее, ни переднее горизонтальное оперение подъемную силу, соизмеримую с крылом, не создают. Если заднее горизонтальное оперение служит для создания требуемых запасов продольной устойчивости и управляемости в каналах тангажа и крена, то переднее - выполняет лишь вспомогательные функции и не является ни рулем, ни несущей поверхностью.

Кроме этого, самолеты Су-30МКИ и Су-30МКМ получили двигатели с АЛ-31ФП с отклоняемым вектором тяги, придавшие им сверхманевренность. Первым зарубежным заказчиком этих машин стала Индия (Су-30МКИ), затем Малайзия (Су-30МКМ). После приобретения 32 машин, индусы освоили их лицензионную сборку. В 2004-2005 годах летчики ВВС Индии на Су-30МКИ провели несколько десятков учебных боев с самолетами F-15С, F-16, «Мираж-2000С/D». Первые ученья «Коуп-Индия» с привлечением, в частности, Су-30МК проходили с 16 по 26 февраля 2004 года на авиабазе Гвалиор (штат Мадхья Прадеш).

По мере укрепления экономики РФ, появилась возможность оснащать новейшей техникой и отечественные ВВС. Так, 21 сентября 2012 года с аэродрома Иркутского авиационного завода экипаж ОКБ Сухого (летчик-испытатель С. Костин и штурман-испытатель П. Маловечко) подняли в воздух новый истребитель Су-30СМ - головной экземпляр из 30 машин, заказанных Министерством обороны России. Спустя четыре дня, 25 сентября, тот же экипаж облетал второй экземпляр машины. Су-30СМ создан на базе Су-30МКИ и Су-30МКМ в соответствии с требованиями российских ВВС, и разработка его началась задолго до подписания контракта с Министерством обороны. Отличия особенно коснулись радиочастотного оборудования и вооружения. В частности, на самолете применяется усовершенствованная версия РЛС «Барс» с фазированной антенной решеткой, отличающаяся расширенной номенклатурой режимов работы и улучшенными характеристиками.

Источник - dogswar.ru